ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


«Смарт математика»




Возраст обучающихся: 8-10 лет

Срок реализации: год



Автор:

Бузов П.Г.





























г. Москва, 2024

СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка……………………………………………………………………….3
2. Учебно-тематический план ………………………………………………………………….6
3. Содержание Программы……………………………………………………………………...8
4. Методическое обеспечение Программы…………………………………………………….8
5. Список литературы ………………………………………………………………………….10









































1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа «Сингапурская математика» (далее по тексту Программа) включает требования Министерства образования РФ к структуре и последовательности изложения учебного материала, к результатам его освоения и условиям реализации программы дополнительного образования для детей в возрасте от 9 до 10 лет.
Программа разработана в соответствии с:
●       Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
●       Приказ Министерства Просвещения России от 27.06.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
●       Распоряжение Правительства РФ от 31.03. 2022г. №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
●       Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
●       Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
●       требованиями иных нормативных актов, определяемых вышеперечисленными документами.


1.1  Направленность программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Сингапурская математика» имеет техническую направленность.

1.2  Новизна, актуальность программы и педагогическая целесообразность
Новизна программы основана на изучении математики методом постепенного усложнения, который позволяет добиться глубокого понимания математических операций и концепций без потери интереса к предмету.
Актуальность программы состоит создании комплексной системы обучения, которая даст учащимся всю основу в школьной математике и возможность развития навыков творческого и критического мышления без перегрузки объёмом информации.
Педагогическаяцелесообразность программы заключается в создании среды, стимулирующей развитие командной работы и познавательной активности каждого ученика, способствующее повышению мотивации в изучении математики и развитию креативного мышления, что ведет к более эффективному освоению школьной программы по математике и решению задач повышенной сложности.
1.3  Цели и задачи дополнительной образовательной программы
Целью программы является углубленное повторение всех тем школьной программы по математике 3 класса и дополнительно:
Счет до 10 000;
Умножение и деление на 6, 7, 8, 9;
Частное при делении и остаток от деления.[1]


Задачи программы:

Обучающие:
●       углубленное повторение изученных тем по математике;
●       освоение дополнительных усложненных тем;
●       обучение методу “решать и понимать” задачу, а не “запоминать”;
●       развитие логического мышления;
●       привитие интереса и мотивации к изучению математики.

Развивающие:
●       развивать у обучающихся чувственно-эмоциональные проявления: память, внимание, воображение, фантазию;
●       формировать организационно-управленческие умения и навыки: планирование собственной деятельности, выявление проблем и проектирование возможных решений;
●       развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение, решение конфликтных ситуаций;
●       обеспечение полной вовлеченности каждого ребенка в учебную деятельность.


Воспитательные:
●       формирование основных этических форм и понятий, культуры общения и поведения в социуме;
●       пробуждение интереса к интеллектуальным играм и развитие интеллектуального потенциала и логики;
●       развитие ассоциативной памяти и творческих способностей;
●       развитие внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения и самовыражения;
●       формирование навыков совместной деятельности и конструктивного общения в объединении;
●       развитие активной общественной творческой деятельности, реализация в социуме.
Программа предусматривает стимулирование активности и вовлеченности каждого обучающегося. Педагог совместно с обучающимися работает как на коллективный, так и на личный результат каждого ребенка.

1.4  Отличительные особенности программы от уже существующих
Отличительная особенность программы заключается в изменении подхода к обучению детей математике, а именно – внедрению в образовательный процесс поэтапного изучения математики от простого к сложному с фокусом на глубокое понимание математических процессов и закреплением материала в течении длительного периода времени путем повторения и использования наглядного материала, игровых форм деятельности, мини-исследований.

1.5 Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программе
Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 9– 10 лет.

1.6 Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)
На полное освоение программы требуется 72 академических часа, которые распределяются на 5 учебных модулей.

1.7 Формы и режим занятий
Форма проведений занятий: очная; дистанционная
Состав группы до 15 человек.
Общее количество часов – 72 часа.
Продолжительность занятий исчисляется в астрономических часах – 60 минут. [2]
Дети принимаются без вступительных испытаний, то есть все желающие.

1.8 Ожидаемые результаты и способы их проверки
Личностными результатами,формируемыми при изучении содержания программы, являются:
●       развитие критического мышления;
●       развитие способностей глубокого понимания математических операций без механического запоминания алгоритмов;
●       развитие коммуникативных качеств (взаимодействовать при решении задачи)
Метапредметные результаты изучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе проявляются в:
●       развитии способности к концентрации внимания;
●       развитии творческого мышления и поиску инновационных подходов;
●       изучение математики у обучающегося становится интересным и результативным
Предметными результатами освоения содержания программы предполагается:
●       углубленное повторение школьной программы 3 класса по математике;
●       изучение и практическая отработка дополнительных тем по математике;
●       приобретение навыка математически мыслить, а не идти по знакомым алгоритмам;

В ходе реализации программы «Сингапурская математика» обучающиеся будут знать:
●       смысл арифметических действий, уравнений, текстовых задач, а также как и где они могут пригодиться
●       счет до 10000 (как в уме, так и с использованием столбика и калькулятора);
●       умножение и деление;
●       дроби: понятие дроби, сравнение дробей;
●       время, меры и суммы;
●       геометрические фигуры, площадь и периметр фигур.
    Уметь:
●       визуализировать математические задачи;
●       ориентироваться в любой пройденной школьной теме по математике;
●       работать в команде;
●       решать проблемы и принимать решения;
●       рассуждать и анализировать;
●       творчески подходить к решению задач;
●       использовать и проявлять критическое мышление;
●       применять математику в повседневной жизни;


Способы проверки образовательных результатов
Данные показатели выявляются и определяются с использованием следующих методов психолого-педагогической диагностики: анкетирование, наблюдение, беседы, анализ продуктов деятельности. Для каждого этапа освоения программы определяются методы и формы контроля как текущего, так и итогового.
Диагностические методики позволяют зафиксировать начальный уровень, текущие изменения в ходе реализации образовательных задач, а также прогнозировать положительный результат и вовремя предотвращать негативный. Такие методики применяются на протяжении всего периода освоения программы.

1.9 Формы подведения итогов реализации программы
Формами подведения итогов реализации общеобразовательной программы «Сингапурская математика» являются: устный опрос, письменный опрос и тестирования.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Тема

Теория

Практика

Всего

Форма контроля

    Модуль №1 «Счет до 10000»

1

Числа

1

0

1

Устный опрос

2

Числовой порядок, сравнение чисел

1

0

1

Устный опрос

3

Простые операции с нахождением суммы

1

0

1

Устный опрос

4

Перегруппировка единиц, десятков и сотен

1

0

1

Устный опрос

5

Применение навыков при решении задач

1

5

6

Практическое занятие

Модуль№2 «Вычитание»

6

Значение разности

1

0

1

Устный опрос

7

Простые операции с вычитанием

1

0

1

Устный опрос

8

 Вычитание с перегруппировкой сотен и тысяч

1

1

2

Практическое занятие

9

Вычитание с перегруппировкой, единиц, десятков, сотен и тысяч

1

1

2

Практическое занятие

10

Вычитание чисел с нулями

1

1

2

Практическое занятие

11

Применение навыков при решении задач

1

5

6

Практическое занятие

Модуль №3 «Умножение»

12

Умножение на 6

1

3

4

Практическое занятие

13

Умножение на 7

1

3

4

Практическое занятие

14

Умножение на 8

1

3

4

Практическое занятие

15

Умножение на 9

1

3

4

Практическое занятие

16

Приемы быстрого счета для умножения

1

3

4

Практическое занятие

Модуль №4 «Время, меры, фигуры»

17

Длина, масса и объем

1

3

4

Практическое занятие

18

Дроби

1

3

4

Практическое занятие

19

Время часы и минуты

1

3

4

Практическое занятие

20

Геометрические фигуры вокруг нас, площадь и периметр

1

3

4

 

Модуль №5 «Деление»

21

Деление. Основы

1

3

4

Практическое занятие

22

Частное при делении и остаток от деления

1

3

4

Практическое занятие

23

Четные и нечетные числа

1

3

4

Практическое занятие

 

Итого

 

 

72

 






3. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Модуль №1 «Счет до 10000» - 10 часов.
(5 часа) Теория: Знакомство с числами, порядок чисел, сравнение чисел.
(5 часов) Практика: Решение задач.

Модуль №2 «Вычитание» - 14 часов.
(5 часов) Теория: Значение разности.
Простые операции с вычитанием. Вычитание с перегруппировкой сотен и тысяч. Вычитание с перегруппировкой, единиц, десятков, сотен и тысяч. Вычитание чисел с нулями.
(8 часов) Практика: Решение задач.

Модуль №3 «Умножение» - 20 часов.
(5 часов) Теория: Основы теории умножения. Приемы быстрого счета для умножения.
(15 часов) Практика: Решение задач.

Модуль №4 «Время, меры, фигуры» - 16 часов.
(4 часа) Теория: Длина, масса и объем. Дроби. Время часы и минуты. Геометрические фигуры вокруг нас, площадь и периметр.
(12 часов) Практика: Решение задач.

Модуль №5 «Деление» - 6 часов.
(3 часа) Теория: Деление. Основы. Частное при делении и остаток от деления. Четные и нечетные числа
(9 часов) Практика: Решение задач.

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Содержание программы реализуется на основе следующих технологий:
●       технология игрового обучения;
●       личностно-ориентированная технология;
●       технология эвристического обучения;
●       информационно-коммуникационные технологии.

Данная программа представляет широкие возможности для использования разнообразных организационных форм работы учащихся:
●       индивидуальная;
●       парная;
●       групповая работа;
●       самостоятельная работа.

Стимулирование творческой деятельности осуществляется посредством методов и приемов,создающих обстановку,располагающую к творчеству:подбор увлекательныхтворческих заданий, обеспечение на занятиях доброжелательного психологического климата, уважительное отношение к ребёнку, индивидуальный подход.
Применение эффективных методов и приемов: использования наглядного материала, игровых форм деятельности, мини-исследований, командной работы.
Словесные методы обучения: беседа, рассказ, объяснение.
Наглядные методы обучения: иллюстрирование, наблюдение.
Практические методы обучения: упражнения, тестирование, творческое выполнение заданий.
В процессе реализации дополнительной образовательной программы используются различные формы контроля приобретенных знаний, умений и навыков обучающихся.
По результатам работ всей группы будет создаваться финальное занятие учеников, награждение дипломами прохождения курса, обучающиеся получат как практические и теоретические знания, так и награду.
Методы, в основе которых располагается уровень деятельности учащихся:
●       исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся;
●       репродуктивный – ученики воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
●       объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
●       частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
●       наглядный                (показ     мультимедийных        материалов, иллюстраций;
●       практический (выполнение работ по инструкционным чертежам, схемам и др.);
●       словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.).
При        осуществлении          образовательного          процесса применяются следующие методы:
●       проблемного изложения, исследовательский (для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к выполняемой работе, исследовательских умений);
●       объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);
●       репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);
●       словесный - рассказ, объяснение, беседа, лекция (для формирования сознания);
●       стимулирования (соревнования, выставки, поощрения).

При организации занятий сочетаются индивидуальные и групповые формы деятельности и творчества, разновозрастное сотрудничество, рефлексивная деятельность, выделяется время для отдыха, неформального общения и релаксации. У обучающихся повышается познавательная активность, раскрывается их потенциал, вырабатывается умение конструктивно взаимодействовать друг с другом.
Каждая тема содержит теоретическую часть (занятие) и практическую работу по закреплению этого материала.
Метод дискуссии учит обучающихся отстаивать свое мнение и слушать других.
Учебные дискуссии обогащают представления обучающихся по теме, упорядочивают и закрепляют знания.
Ролевая игра позволяет участникам представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение.

4.1 Формы подведения итогов по всем темам программы
Вся оценочная система делится на три уровня сложности:
1.      Обучающийся может ответить на общие вопросы по большинству тем, с помощью педагога может построить и объяснить любую тему из предложенных.
2.      Обучающийся отвечает на все вопросы, поднимаемые за период обучения. Может самостоятельно построить и объяснить особенности любой из предложенных ему тем.
3.      Обучающийся отвечает на все вопросы, поднимаемые за период обучения. Может самостоятельно построить и объяснить особенности любой из предложенных ему тем. Но, располагает сведениями сверх программы, проявляет интерес к теме. Проявил инициативу при выполнении проекта. Вносил предложения, имеющие смысл.
Кроме того, весь курс делится на разделы. Итоги учащихся подводятся по разделам:
●       Теория;
●       Практика.

5.      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.         Агафонова С.М. Повышение качества обучения младших школьников при использовании обучающих структур сингапурской методики // В сборнике: Педагогические проблемы в образовании: теория и практика. 2016. С. 10-13.

2.    Collars, C. Shaping Maths: Coursebook 2A / C. Collars [et al.]. — Singapore: Marshall Cavendish Education, 2015
3.    Электронный ресурс: verywellfamily, pifagorka.com
4.    Электронный ресурс : http://en.wikipedia.org/wiki/Singapore_Math
5.    Электронный ресурс: https://abakus-center.ru/blog/singapurskaja-matematika
6.    Электронный ресурс: https://einschool.ru/singapore-math
7.    Материалы студии дополнительного образования “Умняш. KIDS”


Цель - это что-то конкретное и измеримое, без деталей. И лучше выбирать слова не связанные с основным  образованием.
Например,  цель - развитие математических знаний  и навыков.
Лучше все таки в академических часах считать
Made on
Tilda