ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Смарт математика»
Возраст обучающихся: 8-10 лет
Срок реализации: год
Автор:
Бузов П.Г.
г. Москва, 2024
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………………………………………………….3
2. Учебно-тематический план ………………………………………………………………….6
3. Содержание Программы……………………………………………………………………...8
4. Методическое обеспечение Программы…………………………………………………….8
5. Список литературы ………………………………………………………………………….10
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Сингапурская математика» (далее по тексту Программа) включает требования Министерства образования РФ к структуре и последовательности изложения учебного материала, к результатам его освоения и условиям реализации программы дополнительного образования для детей в возрасте от 9 до 10 лет.
Программа разработана в соответствии с:
● Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
● Приказ Министерства Просвещения России от 27.06.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
● Распоряжение Правительства РФ от 31.03. 2022г. №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
● Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
● Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
● требованиями иных нормативных актов, определяемых вышеперечисленными документами.
1.1 Направленность программыДополнительная общеразвивающая программа «Сингапурская математика» имеет техническую направленность.
1.2 Новизна, актуальность программы и педагогическая целесообразностьНовизна программы основана на изучении математики методом постепенного усложнения, который позволяет добиться глубокого понимания математических операций и концепций без потери интереса к предмету.
Актуальность программы состоит создании комплексной системы обучения, которая даст учащимся всю основу в школьной математике и возможность развития навыков творческого и критического мышления без перегрузки объёмом информации.
Педагогическаяцелесообразность программы заключается в создании среды, стимулирующей развитие командной работы и познавательной активности каждого ученика, способствующее повышению мотивации в изучении математики и развитию креативного мышления, что ведет к более эффективному освоению школьной программы по математике и решению задач повышенной сложности.
1.3 Цели и задачи дополнительной образовательной программыЦелью программы является углубленное повторение всех тем школьной программы по математике 3 класса и дополнительно:
Счет до 10 000;
Умножение и деление на 6, 7, 8, 9;
Частное при делении и остаток от деления.
[1]
Задачи программы:
Обучающие:● углубленное повторение изученных тем по математике;
● освоение дополнительных усложненных тем;
● обучение методу “решать и понимать” задачу, а не “запоминать”;
● развитие логического мышления;
● привитие интереса и мотивации к изучению математики.
Развивающие:● развивать у обучающихся чувственно-эмоциональные проявления: память, внимание, воображение, фантазию;
● формировать организационно-управленческие умения и навыки: планирование собственной деятельности, выявление проблем и проектирование возможных решений;
● развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение, решение конфликтных ситуаций;
● обеспечение полной вовлеченности каждого ребенка в учебную деятельность.
Воспитательные:● формирование основных этических форм и понятий, культуры общения и поведения в социуме;
● пробуждение интереса к интеллектуальным играм и развитие интеллектуального потенциала и логики;
● развитие ассоциативной памяти и творческих способностей;
● развитие внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения и самовыражения;
● формирование навыков совместной деятельности и конструктивного общения в объединении;
● развитие активной общественной творческой деятельности, реализация в социуме.
Программа предусматривает стимулирование активности и вовлеченности каждого обучающегося. Педагог совместно с обучающимися работает как на коллективный, так и на личный результат каждого ребенка.
1.4 Отличительные особенности программы от уже существующихОтличительная особенность программы заключается в изменении подхода к обучению детей математике, а именно – внедрению в образовательный процесс поэтапного изучения математики от простого к сложному с фокусом на глубокое понимание математических процессов и закреплением материала в течении длительного периода времени путем повторения и использования наглядного материала, игровых форм деятельности, мини-исследований.
1.5 Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программеДополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 9– 10 лет.
1.6 Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)
На полное освоение программы требуется 72 академических часа, которые распределяются на 5 учебных модулей.
1.7 Формы и режим занятийФорма проведений занятий: очная; дистанционная
Состав группы до 15 человек.
Общее количество часов – 72 часа.
Продолжительность занятий исчисляется в астрономических часах – 60 минут.
[2] Дети принимаются без вступительных испытаний, то есть все желающие.
1.8 Ожидаемые результаты и способы их проверкиЛичностными результатами,формируемыми при изучении содержания программы, являются:
● развитие критического мышления;
● развитие способностей глубокого понимания математических операций без механического запоминания алгоритмов;
● развитие коммуникативных качеств (взаимодействовать при решении задачи)
Метапредметные результаты изучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе проявляются в:
● развитии способности к концентрации внимания;
● развитии творческого мышления и поиску инновационных подходов;
● изучение математики у обучающегося становится интересным и результативным
Предметными результатами освоения содержания программы предполагается:
● углубленное повторение школьной программы 3 класса по математике;
● изучение и практическая отработка дополнительных тем по математике;
● приобретение навыка математически мыслить, а не идти по знакомым алгоритмам;
В ходе реализации программы «Сингапурская математика» обучающиеся будут
знать: ● смысл арифметических действий, уравнений, текстовых задач, а также как и где они могут пригодиться
● счет до 10000 (как в уме, так и с использованием столбика и калькулятора);
● умножение и деление;
● дроби: понятие дроби, сравнение дробей;
● время, меры и суммы;
● геометрические фигуры, площадь и периметр фигур.
Уметь:● визуализировать математические задачи;
● ориентироваться в любой пройденной школьной теме по математике;
● работать в команде;
● решать проблемы и принимать решения;
● рассуждать и анализировать;
● творчески подходить к решению задач;
● использовать и проявлять критическое мышление;
● применять математику в повседневной жизни;
Способы проверки образовательных результатовДанные показатели выявляются и определяются с использованием следующих методов психолого-педагогической диагностики: анкетирование, наблюдение, беседы, анализ продуктов деятельности. Для каждого этапа освоения программы определяются методы и формы контроля как текущего, так и итогового.
Диагностические методики позволяют зафиксировать начальный уровень, текущие изменения в ходе реализации образовательных задач, а также прогнозировать положительный результат и вовремя предотвращать негативный. Такие методики применяются на протяжении всего периода освоения программы.
1.9 Формы подведения итогов реализации программыФормами подведения итогов реализации общеобразовательной программы «Сингапурская математика» являются: устный опрос, письменный опрос и тестирования.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
№ | Тема | Теория | Практика | Всего | Форма контроля |
Модуль №1 «Счет до 10000» |
1 | Числа | 1 | 0 | 1 | Устный опрос |
2 | Числовой порядок, сравнение чисел | 1 | 0 | 1 | Устный опрос |
3 | Простые операции с нахождением суммы | 1 | 0 | 1 | Устный опрос |
4 | Перегруппировка единиц, десятков и сотен | 1 | 0 | 1 | Устный опрос |
5 | Применение навыков при решении задач | 1 | 5 | 6 | Практическое занятие |
Модуль№2 «Вычитание» |
6 | Значение разности | 1 | 0 | 1 | Устный опрос |
7 | Простые операции с вычитанием | 1 | 0 | 1 | Устный опрос |
8 | Вычитание с перегруппировкой сотен и тысяч | 1 | 1 | 2 | Практическое занятие |
9 | Вычитание с перегруппировкой, единиц, десятков, сотен и тысяч | 1 | 1 | 2 | Практическое занятие |
10 | Вычитание чисел с нулями | 1 | 1 | 2 | Практическое занятие |
11 | Применение навыков при решении задач | 1 | 5 | 6 | Практическое занятие |
Модуль №3 «Умножение» |
12 | Умножение на 6 | 1 | 3 | 4 | Практическое занятие |
13 | Умножение на 7 | 1 | 3 | 4 | Практическое занятие |
14 | Умножение на 8 | 1 | 3 | 4 | Практическое занятие |
15 | Умножение на 9 | 1 | 3 | 4 | Практическое занятие |
16 | Приемы быстрого счета для умножения | 1 | 3 | 4 | Практическое занятие |
Модуль №4 «Время, меры, фигуры» |
17 | Длина, масса и объем | 1 | 3 | 4 | Практическое занятие |
18 | Дроби | 1 | 3 | 4 | Практическое занятие |
19 | Время часы и минуты | 1 | 3 | 4 | Практическое занятие |
20 | Геометрические фигуры вокруг нас, площадь и периметр | 1 | 3 | 4 | |
Модуль №5 «Деление» |
21 | Деление. Основы | 1 | 3 | 4 | Практическое занятие |
22 | Частное при делении и остаток от деления | 1 | 3 | 4 | Практическое занятие |
23 | Четные и нечетные числа | 1 | 3 | 4 | Практическое занятие |
| Итого | | | 72 | |
3. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Модуль №1 «Счет до 10000» - 10 часов.(5 часа) Теория: Знакомство с числами, порядок чисел, сравнение чисел.
(5 часов) Практика: Решение задач.
Модуль №2 «Вычитание» - 14 часов.(5 часов) Теория: Значение разности.
Простые операции с вычитанием. Вычитание с перегруппировкой сотен и тысяч. Вычитание с перегруппировкой, единиц, десятков, сотен и тысяч. Вычитание чисел с нулями.
(8 часов) Практика: Решение задач.
Модуль №3 «Умножение» - 20 часов.(5 часов) Теория: Основы теории умножения. Приемы быстрого счета для умножения.
(15 часов) Практика: Решение задач.
Модуль №4 «Время, меры, фигуры» - 16 часов.(4 часа) Теория: Длина, масса и объем. Дроби. Время часы и минуты. Геометрические фигуры вокруг нас, площадь и периметр.
(12 часов) Практика: Решение задач.
Модуль №5 «Деление» - 6 часов.(3 часа) Теория: Деление. Основы. Частное при делении и остаток от деления. Четные и нечетные числа
(9 часов) Практика: Решение задач.
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Содержание программы реализуется на основе следующих технологий:
● технология игрового обучения;
● личностно-ориентированная технология;
● технология эвристического обучения;
● информационно-коммуникационные технологии.
Данная программа представляет широкие возможности для использования разнообразных организационных
форм работы учащихся:
● индивидуальная;
● парная;
● групповая работа;
● самостоятельная работа.
Стимулирование творческой деятельности осуществляется посредством
методов и приемов,создающих обстановку,
располагающую к творчеству:
подбор увлекательных
творческих заданий, обеспечение на занятиях доброжелательного психологического климата, уважительное отношение к ребёнку, индивидуальный подход.
Применение эффективных методов и приемов: использования наглядного материала, игровых форм деятельности, мини-исследований, командной работы.
Словесные методы обучения: беседа, рассказ, объяснение.
Наглядные методы обучения: иллюстрирование, наблюдение.
Практические методы обучения: упражнения, тестирование, творческое выполнение заданий.
В процессе
реализации дополнительной образовательной программы используются различные
формы контроля приобретенных знаний, умений и навыков обучающихся.
По результатам работ всей группы будет создаваться финальное занятие учеников, награждение дипломами прохождения курса, обучающиеся получат как практические и теоретические знания, так и награду.
Методы, в основе которых располагается
уровень деятельности учащихся:
● исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся;
● репродуктивный – ученики воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
● объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
● частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы, в основе которых лежит
способ организации занятия:
● наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций;
● практический (выполнение работ по инструкционным чертежам, схемам и др.);
● словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.).
При осуществлении образовательного процесса применяются следующие
методы:
● проблемного изложения, исследовательский (для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к выполняемой работе, исследовательских умений);
● объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);
● репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);
● словесный - рассказ, объяснение, беседа, лекция (для формирования сознания);
● стимулирования (соревнования, выставки, поощрения).
При организации занятий сочетаются индивидуальные и групповые формы деятельности и творчества, разновозрастное сотрудничество, рефлексивная деятельность, выделяется время для отдыха, неформального общения и релаксации. У обучающихся повышается познавательная активность, раскрывается их потенциал, вырабатывается умение конструктивно взаимодействовать друг с другом.
Каждая тема содержит теоретическую часть (занятие) и практическую работу по закреплению этого материала.
Метод дискуссии учит обучающихся отстаивать свое мнение и слушать других.
Учебные дискуссии обогащают представления обучающихся по теме, упорядочивают и закрепляют знания.
Ролевая игра позволяет участникам представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение.
4.1 Формы подведения итогов по всем темам программыВся оценочная система делится на три уровня сложности:
1. Обучающийся может ответить на общие вопросы по большинству тем, с помощью педагога может построить и объяснить любую тему из предложенных.
2. Обучающийся отвечает на все вопросы, поднимаемые за период обучения. Может самостоятельно построить и объяснить особенности любой из предложенных ему тем.
3. Обучающийся отвечает на все вопросы, поднимаемые за период обучения. Может самостоятельно построить и объяснить особенности любой из предложенных ему тем. Но, располагает сведениями сверх программы, проявляет интерес к теме. Проявил инициативу при выполнении проекта. Вносил предложения, имеющие смысл.
Кроме того, весь курс делится на разделы. Итоги учащихся подводятся по разделам:
● Теория;
● Практика.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агафонова С.М. Повышение качества обучения младших школьников при использовании обучающих структур сингапурской методики // В сборнике: Педагогические проблемы в образовании: теория и практика. 2016. С. 10-13.
2. Collars, C. Shaping Maths: Coursebook 2A / C. Collars [et al.]. — Singapore: Marshall Cavendish Education, 2015
3. Электронный ресурс: verywellfamily, pifagorka.com
4. Электронный ресурс :
http://en.wikipedia.org/wiki/Singapore_Math5. Электронный ресурс: https://abakus-center.ru/blog/singapurskaja-matematika
6. Электронный ресурс:
https://einschool.ru/singapore-math7. Материалы студии дополнительного образования “Умняш. KIDS”
Цель - это что-то конкретное и измеримое, без деталей. И лучше выбирать слова не связанные с основным образованием.
Например, цель - развитие математических знаний и навыков.
Лучше все таки в академических часах считать