ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Смарт русский язык»
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Бузов П.Г.
г. Москва, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………………………………………………….3
2. Учебно-тематический план …………………………………………………………………..8
3. Содержание Программы……………………………………………………………………...9
4. Методическое обеспечение Программы…………………………………………………...10
5. Список литературы ………………………………………………………………………….12
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Занимательный русский язык» (далее по тексту Программа) включает требования Министерства образования РФ к структуре и последовательности изложения учебного материала, к результатам его освоения и условиям реализации программы дополнительного образования для детей в возрасте от 7 до 10 лет.
Программа разработана в соответствии с:
● Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
● требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей: Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18.06.03 г. № 28-02-484/16;
● нормативными документами к соблюдению санитарно-эпидемиологических норм к устройству, оборудованию и содержанию учреждений образования;
● требованиями подзаконных и нормативных актов, определяемых вышеперечисленными документами.
1.1 Направленность программыДополнительная общеразвивающая программа «Занимательный русский язык» имеет социально-гуманитарную направленность.
1.2 Новизна, актуальность программы и педагогическая целесообразность Новизна программы состоит в том, что особенности ее построения позволяют оптимизировать программу для конкретной группы обучающихся, расширить или изменить ее с учетом конкретных образовательных нужд и запросов обучающихся. Новизна и отличительные особенности программы определена тем, что у детей младшего школьного возраста слабо развиты речь, орфографическая зоркость, грамотность. Программа направлена на стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Программа предусматривает практическую реализацию знаний обучающихся– их использование в школьных мероприятиях.
Актуальность программа является естественным дополнением начального курса русского язык в школе и заключается в том, что ее содержание расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные обучающимися на уроках гуманитарного, естественно-научного, лингвистического и прикладного циклов, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях.
Педагогическая целесообразность программы в том, что дополнительная общеобразовательная программа «Занимательный русский язык» представляет собой целый ряд уникальных возможностей для реализации образовательных, воспитательных и развивающих задач. Создание программы продиктовано необходимостью удовлетворить интересы обучающихся в различных областях знаний, что представляет множество возможностей. Программа предполагает углубленное изучение теоретического материала по темам «Фонетика и графика. Морфемика и словообразование. Графика и орфография. Лексика и фразеология. Морфология. Синтаксис и пунктуация» с целью пробуждения интереса к русскому языку, а также формирования практических навыков анализа языковых явлений и лингвистического анализа текста.
1.3 Цели и задачи дополнительной образовательной программыЦелью программы является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Известно, что начальная школа специально не обучает ребенка приемам анализа информационных текстов, но их понимание во многом отражает готовность ученика к продолжению образования, самостоятельному получению знаний, поскольку текст является основным источником информации и одним из базовых средств обучения. С переходом в основную школу ребенок переносится в новую для себя ситуацию целенаправленного чтения для обучения. В виду того, что в конце каждого года обучения проводятся итоговые работы в тестовой форме, возникает необходимость обучения детей этому виду деятельности и обучению работе с различными источниками информации.
Задачи программы:
Предметные:● всестороннее развитие учащихся;
● расширение кругозора, интеллекта, личностных качеств;
● расширение в занимательной форме знаний и умений учащихся о наиболее трудных вопросах русского языка;
● пробуждение интереса к русскому языку;
● выявление интересного в языке с помощью необычных, занимательных приёмов и форм работы;
Метапредметные:● развивать у обучающихся чувственно-эмоциональные проявления: память, внимание, воображение, фантазию;
● способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
● развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение, решение конфликтных ситуаций;
● способствовать развитию смекалки и сообразительности;
Личностные:● формирование основных этических форм и понятий, культуры общения и поведения в социуме;
● формировать навыки, необходимые для общения бытового и делового;
● способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
● пробудить потребности у учащихся к формированию яркой и выразительной устной и письменной речи;
● формирование навыков совместной деятельности и конструктивного общения в объединении;
● развитие активной общественной творческой деятельности, реализация в социуме;
Программа предусматривает стимулирование активности и вовлеченности каждого обучающегося, а также свободный выбор им уровней освоения программы. Педагог совместно с обучающимися работает как на коллективный, так и на личный результат каждого ребенка.
1.4 Отличительные особенности программы от уже существующихОтличительная особенность программы заключается в расширение определенных образовательных задач, заключающиеся в ознакомлении детей с особенностями языка как знаковой системы и важнейшего средства общения.
Не менее существенны и воспитательные задачи т.к. успешное овладение курсом русского языка готовит учащихся к изучению иностранных языков, прививает желание познавать новое, читать литературу и т.д.
Дополнительная отработка важнейших элементов учебной деятельности в процессе реализации содержания курса на занятиях поддерживает формирование у учащихся «умения учиться», что оказывает заметное влияние на развитие их познавательных способностей.
1.5 Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программеДополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 7 – 10 лет.
1.6 Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)
На полное освоение программы требуется 30 академических часа, которые распределяются на 1 учебный год.
1.7 Формы и режим занятийФорма проведений занятий: очная,групповая;
Состав группы от 5 до - 10 человек.
Общее количество часов – 30 академических часа
Продолжительность занятий исчисляется в астрономических часах – 60 минут. Занятия проводятся 1 раза в неделю.
Дети принимаются без вступительных испытаний, то есть все желающие.
1.8 Ожидаемые результаты и способы их проверкиЛичностными результатами, формируемыми при изучении содержания программы, являются:
● совершенствование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности;
● мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной жизни;
● гармоничное развитие личных качеств, а также повышение познавательной активности ребенка;
● ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов.
Метапредметные результаты изучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе проявляются в:
● умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели и формулировании задач – до получения и оценки результатов);
● умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на занятиях и в доступной социальной практике.
● умении проводить качественную рефлексию деятельности, а также проектировать возможные индивидуальные образовательные траектории.
Предметными результатами освоения содержания программы предполагается:
● понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения: сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей
● культуры и гражданской позиции человека; овладение первоначальными представлениями o нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; овладение учебными действиями c языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических задач; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; способность проверять написанное.
● умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
● умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
● умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
В ходе реализации программы «Занимательный русский язык» обучающиеся будут
знать: ● фонетический анализ и орфоэпические нормы;
● морфемику и словообразование;
● графику, орфографию и историю русского алфавита;
● историю происхождения и лексическое значение наиболее часто употребляемых слов и фразеологизмов;
● морфологию
● синтаксис и пунктуацию
Уметь:● различать речь письменную и устную;
● производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;
● производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
● находить соотношение между звуками и буквами;
● устранять речевые ошибки;
● классифицировать части речи
● образовывать новые формы изменяемого слова
● производить синтаксический разбор простого предложения
Владеть:∙ оценивать свои и чужие поступки;
∙ самостоятельно ставить новые учебные цели, задачи;
∙ ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
∙ первоначальному умению смыслового восприятия текста;
∙ проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
∙ применять свои знания в жизни;
∙ находить и исправлять недочёты в своей работе.
Способы проверки образовательных результатовДанные показатели выявляются и определяются с использованием следующих методов психолого-педагогической диагностики: анкетирование, наблюдение, беседы, анализ продуктов деятельности. Для каждого этапа освоения программы определяются методы и формы контроля как текущего, так и итогового.
Диагностические методики позволяют зафиксировать начальный уровень, текущие изменения в ходе реализации образовательных задач, а также прогнозировать положительный результат и вовремя предотвращать негативный. Такие методики применяются на протяжении всего периода освоения программы.
1.9 Формы подведения итогов реализации программыФормами подведения итогов реализации общеобразовательной программы:
− мероприятия (конкурсы, викторины, олимпиады и пр.) разного уровня (школы, микрорайона), на которых обучающиеся демонстрируют приобретенные на занятиях умения и навыки.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ № | Тема | Теория | Практика | Всего |
Раздел 1. В мире звуков речи – 6 часов |
1 | Фонетика и орфоэпия: трудные случаи транскрибирования, словесное ударение | 2 | 1 | 3 |
2 | Орфоэпические нормы и трудные случаи произношения некоторых групп согласных в русском языке, роль звукописи в поэтическом тексте | 1 | 1 | 2 |
3 | Практикум: фонетический анализ слова | | 1 | 1 |
Раздел 2. Тайны рождения слова – 2 часа |
1 | Знакомство с морфемикой и словообразованием | 1 | | 1 |
2 | Практикум: трудные случаи морфемного разбора слова | | 1 | 1 |
Раздел 3. Секреты русского письма – 6 часов |
1 | Графика и алфавит, орфография; особенности исторической грамматик | 3 | 2 | 5 |
2 | Практикум: орфографический анализ текста | | 1 | 1 |
Раздел 4. Лексическое богатство русского языка – 12 часов |
1 | Слово и его лексическое значение, переносное значение слов, омонимы и их виды, тропы, слова разговорные и книжные, стилистические пометы, диалектизмы, устаревшие слова, иноязычные слова, фразеологизмы | 8 | 3 | 11 |
2 | Практикум: лексический анализ текста | | 1 | 1 |
Раздел 5. Загадка слова как части речи – 1 час |
1 | Морфология: классификация частей речи | 1 | | 1 |
Раздел 6. Предложение в устной и письменной речи – 3 часа |
1 | Синтаксис и пунктуация: предложение как речевое высказывание, разделы русской пунктуации | 1 | 1 | 2 |
2 | Тестирование «Лингвистический анализ текста» | | 1 | 1 |
| ИТОГ: | 17 | 13 | 30 |
3. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫРаздел 1. В мире звуков речи – 6 часовФонетика и орфоэпия: трудные случаи транскрибирования, словесное ударение
(фиксированное и подвижное), орфоэпические нормы и трудные случаи произношения
некоторых групп согласных в русском языке, роль звукописи в поэтическом тексте
Раздел 2. Тайны рождения слова – 2 часаОзнакомительный материал по морфемике и словообразованию: морфема как значимая
часть слова и трудные способы образования слов, словообразовательное гнездо слова.
Раздел 3. Секреты русского письма – 6 часовГрафика и алфавит, орфография: история русской графики и алфавита, принципы
русской орфографии, некоторые особенности исторической грамматики, орфографический анализ текста
Раздел 4. Лексическое богатство русского языка – 12 часовСлово и его лексическое значение, переносное значение слов, омонимы и их виды, тропы, слова разговорные и книжные, стилистические пометы, диалектизмы, устаревшие слова, иноязычные слова, фразеологизмы, лексический анализ текста.
Раздел 5. Загадка слова как части речи – 1 часМорфология: классификация частей речи, образование форм изменяемого слова, понятии
орфоэпической и грамматической нормы.
Раздел 6. Предложение в устной и письменной речи – 3 часаСинтаксис и пунктуация: предложение как речевое высказывание, разделы русской
пунктуации. Тестирование «Лингвистический анализ текста»
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Содержание программы реализуется на основе следующих технологий:
● технология игрового обучения;
● личностно-ориентированная технология;
● технология эвристического обучения;
● информационно-коммуникационные технологии.
Данная программа представляет широкие возможности для использования разнообразных организационных
форм работы учащихся:
● индивидуальная;
● парная;
● групповая работа;
● самостоятельная работа.
Стимулирование творческой деятельности осуществляется посредством
методов и приемов,создающих обстановку,
располагающую к творчеству:
подбор увлекательных
творческих заданий, обеспечение на занятиях доброжелательного психологического климата, уважительное отношение к ребёнку, индивидуальный подход.
Применение эффективных методов и приемов: опорные схемы, использование ресурсов Интернета для поиска информации помогают повысить интерес учащихся к изучению предмета, активизировать умственную деятельность. Также в работе представлены задания, систематизирующие знания, творческие, помогающие расширению кругозора учащихся, развитию самостоятельности мышления. Словесные методы обучения: беседа, рассказ, объяснение.
Наглядные методы обучения: иллюстрирование, наблюдение.
Практические методы обучения: упражнения, тестирование, творческое выполнение заданий.
В процессе
реализации дополнительной образовательной программы используются различные
формы контроля приобретенных знаний, умений и навыков обучающихся.
Завершающий этап освоения программы – выступление в КВН, защита групповых проектов и подробный анализ работы педагогом
Методы, в основе которых располагается
уровень деятельности учащихся:
● исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся;
● репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
● объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
● частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы, в основе которых лежит
способ организации занятия:
● наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций;
● практический (выполнение работ по схемам и др.);
● словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.).
При осуществлении образовательного процесса применяются следующие
методы:
● проблемного изложения, исследовательский (для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к выполняемой работе, исследовательских умений);
● объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);
● репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);
● словесный - рассказ, объяснение, беседа, лекция (для формирования сознания);
● стимулирования (соревнования, выставки, поощрения).
4.1 Формы подведения итогов по всем темам программы
Вся оценочная система делится на три уровня сложности:
1. Обучающийся может ответить на общие вопросы по большинству тем, с помощью педагога может построить и объяснить любую тему из предложенных.
2. Обучающийся отвечает на все вопросы, поднимаемые за период обучения. Может самостоятельно построить и объяснить особенности любой из предложенных ему тем.
3. Обучающийся отвечает на все вопросы, поднимаемые за период обучения. Может самостоятельно построить и объяснить особенности любой из предложенных ему тем. Но, располагает сведениями сверх программы, проявляет интерес к теме. Проявил инициативу при выполнении конкурсной работы или проекта. Вносил предложения, имеющие смысл.
Кроме того, весь курс делится на разделы. Итоги учащихся подводятся по разделам:
● Теория;
● Практика.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Л.Г. Смирнова «Культура русской речи»,2006
2. Чачина Т.М., Денисова А.А.,Гарцов А.Д. «Учебное пособие по русскому языку,
речевому этикету, русской фразеологии и этимологии». Электронное учебное пособие,2007
3. Шанский Н.М. «Лингвистические детективы», 2007
4. А.В. Коренева «Русский язык и культура речи»,2012
5. В.И. Аннушкин «Коммуникативные качества речи в русской филологической
традиции»,2013
6. КНЯЗЕВ, С.В., ПОЖАРИЦКАЯ, С.К.
Современный русский литературный язык: Фонетика, орфоэпия, графика и орфография: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2012. 430 с. ISBN 978-5-8291-1252-3 (Академический Проект), 978-5-98426-101-2 (Гаудеамус).
7. Теория языка. Вводный курс: Учебное пособие / А. А. Горбачевский. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 280 с.
8. Мусатов, В. Н. Русский язык: Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика. Орфография [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В. Н. Мусатов. - 2-е изд., стер. - М. : ФЛИНТА, 2012. - 246 с.