ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Умный английский язык»
Возраст обучающихся: 6 до 9 лет.
Срок реализации: 36 часов
Автор:
Бузов П.Г.
г. Москва, 2024
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………………………………………………….3
2. Учебно-тематический план ………………………………………………………………….6
3. Содержание Программы……………………………………………………………………...7
4. Методическое обеспечение Программы……………………………………………………..9
5. Список литературы ………………………………………………………………………….11
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Английский язык» (далее по тексту Программа) включает требования Министерства образования РФ к структуре и последовательности изложения учебного материала, к результатам его освоения и условиям реализации программы дополнительного образования для детей в возрасте от 7 до 9 лет.
Программа разработана в соответствии с:
● Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
● Приказ Министерства Просвещения России от 27.06.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
● Распоряжение Правительства РФ от 31.03. 2022г. №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
● Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
● Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
● требованиями иных нормативных актов, определяемых вышеперечисленными документами.
1.1 Направленность программыДополнительная общеразвивающая программа «Английский язык» имеет социально-педагогическую направленность.
1.2 Новизна, актуальность программы и педагогическая целесообразностьНовизна программы заключается в том, что она рассматривается как система использования английского языка в развитии индивидуальности школьника.
Актуальность программы состоит в том, что разработки и создания данной программы обусловлена анализом сложившейся ситуации в практике преподавания иностранного языка в общеобразовательной школе, которая позволяет выявить противоречия между требованиями программы общеобразовательных учреждений и потребностями обучающихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике.
Педагогическая целесообразность программы заключается в
закреплении и совершенствовании умений и навыков, полученных на уроках английского языка. В процессе изучения формируются и совершенствуются следующие учебные умения и навыки: относительная правильность произношения, не нарушающая коммуникацию, произнесение предложений с соблюдением основных типов интонации английского языка, соответствующих типам высказывания, соответствующая данному этапу изучения английского языка техника чтения, формирование говорения не только репродуктивного, но и продуктивного характера. Учащиеся должны систематизировать свои знания в области употребления видовременных форм английского глагола.
1.3 Цели и задачи дополнительной образовательной программыЦелью развитие у детей способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира.
Задачи программы:
Обучающие:● формирование навыков коммуникативной деятельности обучающихся, культуры общения и умения работать в группе;
● приобщение обучающихся к культуре англоговорящих стран,;
● воспитание устойчивой потребности к изучению английского языка;
● развитие творческих способностей обучающихся;
● развитие навыков самостоятельной работы.
Развивающие:● развивать у обучающихся чувственно-эмоциональные проявления: память, внимание, воображение, фантазию;
● формировать организационно-управленческие умения и навыки: планирование собственной деятельности, выявление проблем и проектирование возможных решений;
● развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение, решение конфликтных ситуаций;
Воспитательные:● формирование основных этических форм и понятий, культуры общения и поведения в социуме;
● пробуждение интереса к интеллектуальным играм и развитие интеллектуального потенциала и логики;
● развитие ассоциативной памяти и творческих способностей;
● развитие внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения и самовыражения;
● формирование навыков совместной деятельности и конструктивного общения в объединении;
● развитие активной общественной творческой деятельности, реализация в социуме;
Программа предусматривает стимулирование активности и вовлеченности каждого обучающегося. Педагог совместно с обучающимися работает как на коллективный, так и на личный результат каждого ребенка.
1.4 Отличительные особенности программы от уже существующихОтличительная особенность программы заключается в изменении подхода к обучению детей, а именно – внедрению в образовательный процесс игровых технологий, которые позволяют повысить вовлеченность, мотивацию и познавательный интерес обучающихся.
1.5 Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программеДополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 8 лет.
1.6 Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)
На полное освоение программы требуется 36 академических часов, которые распределяются на 5 учебных модулей.
1.7 Формы и режим занятийФорма проведений занятий: очная.
Состав группы до 15 человек.
Общее количество часов – 36 часов.
Продолжительность занятий исчисляется в астрономических часах – 45 минут.
Дети принимаются без вступительных испытаний, то есть все желающие.
1.8 Ожидаемые результаты и способы их проверкиЛичностными результатами, формируемыми при изучении содержания программы, являются:
● развитие их творческого мышления и воображения;
● развитие толерантности, умения слушать и уважать мнение других, а также способности работать в коллективе;
● развитие уверенности в своих собственных способностях;
● развитие самодисциплины и ответственности за свои действия и результаты..
Метапредметные результаты изучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе проявляются в:
● развитии способности к концентрации внимания;
● развитии творческого мышления и поиску инновационных подходов;
● принятии решений в стрессовых ситуациях и нахождении оптимальных путей решения проблем.
Предметными результатами освоения содержания программы предполагается:
● получение и развитие техники быстрого запоминания слов;
● развитие интеллектуальных способностей;
● получение знаний об английской культуре и правилах;
● улучшение произношения английской печи;
● развитие дисциплины и ответственности.
В ходе реализации программы «Английский язык» обучающиеся будут
знать: ● особенности структуры простых и сложных предложений английского языка;
● интонацию различных коммуникативных типов предложений;
● признаки изученных rpамматических явлений;
● основные нормы речевого этикета (Useful English), принятые в странах изучаемого языка;
● сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка, особенности образа жизни, быта, культуры Великобритании и России.
Уметь:● начинать, вести и поддерживать беседу в ситуациях общения;
● расспрашивать собеседника, высказывать свое мнение, отвечать на предложения собеседника согласием или отказом;
● рассказывать о себе, своих друзьях, интересах, планах на будущее;
● описывать события или явления, предсказывать их; выражать свое 7 отношение, использовать догадку при характеристике действующих лиц;
● использовать перефраз, синонимичные средства в процессе устного общения;
● понимать краткие тексты (прогнозы погоды, программы телепередач, биографии известных людей (актёров, учёных, политиков и т.д.), выделять значимую информацию; выделять главные факты, опуская второстепенные;
● читать несложные занимательные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя языковую догадку, анализ, выборочный перевод; оценивать полученную информацию, выражать своё мнение.
Способы проверки образовательных результатовДанные показатели выявляются и определяются с использованием следующих методов психолого-педагогической диагностики: анкетирование, наблюдение, беседы, анализ продуктов деятельности. Для каждого этапа освоения программы определяются методы и формы контроля как текущего, так и итогового.
Диагностические методики позволяют зафиксировать начальный уровень, текущие изменения в ходе реализации образовательных задач, а также прогнозировать положительный результат и вовремя предотвращать негативный. Такие методики применяются на протяжении всего периода освоения программы.
1.9 Формы подведения итогов реализации программыФормами подведения итогов реализации общеобразовательной программы «Английский язык» являются: конкурс английского словарика.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
№ | Модуль | Теория | Практика | Всего | Форма контроля |
1 | Приветствие. Знакомство. | 2 | 2 | 4 | Устный, опрос, практическое занятие |
2 | Цирк. Школа зверей. | 3 | 6 | 9 | Практическое занятие |
3 | Скоро Рождество! Спорт и спортивные игры. | 5 | 5 | 10 | Практическое занятие |
4 | Множественное число существительных. Мой дом. | 5 | 5 | 10 | Практическое занятие |
5 | В гостях у Карлсона. Праздник «Английский алфавит». | 1 | 2 | 3 | Практическое занятие |
Календарный учебный график
№ | Дата | Время | Форма проведения занятия | Часы | Тема | Форма контроля |
1 | | | очно | 4 | Приветствие. Знакомство. 6 | Устный опрос, практическое занятие |
2 | | | очно | 5 | Цирк. | Устный опрос, практическое занятие |
3 | | | очно | 4 | Школа зверей. | Устный опрос, практическое занятие |
4 | | | очно | 5 | Скоро Рождество! | Устный опрос, практическое занятие |
5 | | | очно | 5 | Спорт и спортивные игры. | Устный опрос, практическое занятие |
6 | | | очно | 5 | Мой дом. | Устный опрос, практическое занятие |
7 | | | очно | 1 | В гостях у Карлсона. | Устный опрос, практическое занятие |
8 | | | очно | 2 | Праздник «Английский алфавит». | Устный опрос, практическое занятие |
3. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Модуль №1 «Приветствие. Знакомство.»-4 часа.(2 часа)Теория: Набор детей в детское объединение. Проведение инструктажа по технике безопасности. Знакомство детей со значением английского языка в современном мире, заинтересовать их изучением языка как нового средства общения. Введение лексики с названием животных.
(2 часа)Практика: Приветствие и знакомство. Составление коротких диалогов на знакомство. Отработка лексики по теме «животные», речевых структур в развивающих играх («Угадай животное», «Теремок», «Спрячь игрушку», «Художник-волшебник», игры с мячом, дорисуй животное и отгадай кто это, «Что пропало?», отгадай животное по звукам, «В зоопарке»,опиши животное, закончи рассказ о животных, найди спрятавшееся животное в лесу и назови его).
Модуль №2 «Цирк. Школа зверей.» - 9 часов(3 часа)Теория: Знакомство с буквами английского алфавита. Ознакомление с фразой Take a dog. Ознакомление с союзом and . Ознакомление с глаголом have и конструкцией I have got a
dog. Ознакомление со словами Yes/No и употребление их в лексике. Формирование навыка
диалогической речи. Знакомство с вопросом Have you got a dog? И ответом на него. Познакомить с английским счетом до 10. Знакомство с одним из основных английских праздников Хэллоуин. История и традиции Хэллоуина. Знакомство и тренировка букв E, F, G, H. Познакомить с глаголами движения. Отработать правильность произношения. Активизация новой лексики – глаголы движения.Ознакомление с модальным глаголом can и употребление в речевой конструкции I can jump. Ознакомление с речевым образцом Can you jump? Yes, I can. No, I can not jump. Расширять возможности общения, построение высказывания из 2 фраз. Знакомство и отработка новой лексики «Семья». Составление рассказа о своей семье по образцу. Познакомить с цветами радуги.
(6 часов)Практика: Закрепление текущей по теме лексики и речевых конструкций. Составление
диалогов по образцу. Составление рассказа о себе. Просмотр мультфильма про буквы английского алфавита. Заучивание песенки «A, B, C». Отработка и закрепление лексического материала и речевых конструкций. Викторина по теме «Хэллоуин».Тренировка букв E, F, G, H. Заучивание глаголов-движения и цветов радуги.
Отработка речевых структур: I can run. I cannot fly. A fox can run. A bear cannot sing. I have
got a mother. A frog is green. Заучивание песенок и рифмовок на запоминание цветов и глаголов. Игры на повторение цвета, членов семьи и глаголов - движения. Закрепление материала.
Модуль №3 «Скоро Рождество!Спорт и спортивные игры. » - 10 часов.(5 часов)Теория: Знакомство с английскими традициями празднования Рождества в Англии. Знакомство с английскими рождественскими песнями. Знакомство с «зимней» лексикой и тренировка употребления в речи. Знакомство с английскими буквами и звуками и тренировка в их показе и написании. Знакомство с лексикой по теме «Спорт»: volleyball, tennis, football, hockey, basketball, chess, a bicycle; ski, skate, skip, jumping, swimming.Познакомить с видами спорта. Презентация «Виды спорта». Закрепление грамматических структур I can skip. I cannot play hockey. My mummy can swim. Can she play football? Yes, she can. No, she cannot. I like to skate. I want to ski.
(5 часов)Практика: Беседа о праздновании Рождества в России и Англии. Изучение букв английского алфавита I, J, K, L. Разучивание весёлой зимней песни про алфавит. Просмотр познавательных мультфильмов о праздновании Рождества. Беседа о здоровом образе жизни. Составление монологического высказывания по теме «Спорт». Диалогическая речь по теме. Игра-соревнование «Кто самый лучший актёр цирка?» Игра «Покажи и расскажи!» Игра-соревнование «Найди буквы алфавита в осеннем лесу», «Чья команда быстрее составит слово?» Игра «Выполни команду». «Угадай вид спорта по движению». Игра «Охотник за буквами». «Найди зашифрованные слова.
Модуль №4 «Множественное число существительных. Мой дом.» - 10 часов.(5 часов)Теория: Познакомить с формой образования множественного числа существительных, активизировать в лексике. Повторить счёт до 10. Ознакомление с конструкцией I see a dog и её расширение. День Святого Валентина. История праздника. Традиции празднования в разных странах: в Японии, Англии, Франции, Дании.
Знакомство с темой «Предлоги местонахождения». Введение новой лексики по темам «Моя комната», «Мебель». Активизация лексики в речи. Описание своей комнаты. Учить рассказывать о доме или доме сказочных персонажей. Знакомство с предлогами. Местонахождение мебели. Разучивание стихов и песен, посвящённых 8 марта.
(5 часов)Практика: Презентация «Множественное число существительных». Презентация «Буквы английского алфавита Q, R, S, T». Отработка и закрепление изученного материала. Конкурс на лучшую валентинку.
Заучивание лексики: A house, a flat ,a door, a window, a floor, a kitchen, a living room, a bedroom, a toilet. A bed, a sofa, a desk, a chair, computer, a table, a lamp, mirror, armchair, TV-set, wardrobe, fridge, washing mashing, telephone. Big, small, round, nice. Отработка речевых конструкций: It is a room. It is a big room. There is a table in the room. I like my room. The chair is near the table. Заучивание стихов к 8 Марта. Развивающие игры на закрепление пройденного материала.
Модуль №5 «В гостях у Карлсона. Праздник «Английский алфавит» » - 3 часа. (1 час)Теория: Введение новой лексики по теме «Фрукты и овощи». Описание фруктов и овощей. История возникновения Пасхи. Традиции празднования Пасхи. Презентация фруктов и овощей. Презентация букв английского языка. Презентация «Пасха в России и Великобритании». Подготовка к празднику: Повторение букв английского алфавита. Повторение стихов и песен на английском языке. Распределение ролей. Обобщение и систематизация изученного материала. Занятие-беседа «Мои планы на лето». Чаепитие.
(2 часа)Практика: Развитие звуковой культуры английской речи, отработка в произношении новых слов. Активизация изученной лексики, расширение словаря. Загадки о фруктах и овощах. Игра-соревнование “Собери корзину овощей и фруктов”. Игра- соревнование «Составь слово из букв». Просмотр мультфильмов на английском языке о фруктах и овощах: «Гого идёт в магазин». Проект «Фрукт или овощ, который я люблю». Отработка и закрепление изученного материала в развивающих играх. 9. Праздник «Английский алфавит». Изготовление костюмов и атрибутов для праздника «Английский алфавит». Репетиция праздника. Выступление ребят.
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
4.1.Кадровое обеспечение учитывает ресурсы организации, реализующий данную программу и соответствует требованиям к профессиональной подготовки педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих высоким уровнем методологической культуры.
4.2. Содержание программы реализуется на основе следующих технологий:● технология игрового обучения;
● личностно-ориентированная технология;
● технология эвристического обучения;
● информационно-коммуникационные технологии.
Данная программа представляет широкие возможности для использования разнообразных организационных
форм работы учащихся:
● индивидуальная;
● парная;
● групповая работа;
● самостоятельная работа.
Стимулирование творческой деятельности осуществляется посредством
методов и приемов,создающих обстановку,располагающую к творчеству:подбор увлекательныхтворческих заданий, обеспечение на занятиях доброжелательного психологического климата, уважительное отношение к ребёнку, индивидуальный подход.
Применение эффективных методов и приемов: игры и соревнования в процессе обучения, практические методы, наглядные методы, репродуктивный метод.
Словесные методы обучения: беседа, рассказ, объяснение.
Наглядные методы обучения: иллюстрирование, наблюдение.
Практические методы обучения: упражнения, тестирование, творческое выполнение заданий.
В процессе
реализации дополнительной образовательной программы используются различные
формы контроля приобретенных знаний, умений и навыков обучающихся.
По результатам работ всей группы будет проводится конкурс английского словарика, награждение, обучающиеся получат как практические и теоретические знания, так и награду.
По окончании программы заполняется рефлексивная карта для оценки эффективности курса (см. Приложение 1)
Методы, в основе которых располагается
уровень деятельности учащихся:
● исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся;
● репродуктивный – ученики воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
● объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
● частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы, в основе которых лежит
способ организации занятия:
● наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций;
● практический (выполнение работ по инструкционным чертежам, схемам и др.);
● словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.).
При осуществлении образовательного процесса применяются следующие
методы:
● проблемного изложения, исследовательский (для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к выполняемой работе, исследовательских умений);
● объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);
● репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);
● словесный - рассказ, объяснение, беседа, лекция (для формирования сознания);
● стимулирования (соревнования, выставки, поощрения).
При организации занятий сочетаются индивидуальные и групповые формы деятельности и творчества, разновозрастное сотрудничество, рефлексивная деятельность, выделяется время для отдыха, неформального общения и релаксации. У обучающихся повышается познавательная активность, раскрывается их потенциал, вырабатывается умение конструктивно взаимодействовать друг с другом.
Каждая тема содержит теоретическую часть (занятие) и практическую работу по закреплению этого материала.
Метод дискуссии учит обучающихся отстаивать свое мнение и слушать других.
Учебные дискуссии обогащают представления обучающихся по теме, упорядочивают и закрепляют знания.
Ролевая игра позволяет участникам представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (НЕ МЕНЕЕ 7 ИСТОЧНИКОВ)
1. Баранова, К.М. Английский язык. Книга для учителя. 2 класс. В 2-х т.Английский язык. Книга для учителя . 2 класс: Пособие для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка / К.М. Баранова. - М.: Просв., 2010. - 488 c.
2. Баранова, К.М. Английский язык: Учебник для начинающих / К.М. Баранова, Д. Дули, В.В. Копылова. - М.: Просв., 2013. - 160 c.
3. Галочкина, З.В. Английский язык. Тематический словарь. Компактное издание: 10000 слов. С транскрипцией английский слов. С украинским и английскими указателями / З.В. Галочкина, Д.В. Скворцов. - М.: Живой язык, 2013. - 288 c.
4. Десяткова, Т.М. Английский язык: Managment Today: Учебное пособие / Т.М. Десяткова, Л.Е. Мазурина, М.К. Верещагина. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 224 c.
5. Маньковская, З.В. Английский язык в ситуациях повседневного делового общения: Учебное пособие / З.В. Маньковская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 223 c.
6. Первухина, С.В. Английский язык в таблицах и схемах / С.В. Первухина. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 188 c.
7. Чимирис, Ю.В. Английский язык. 1-4 классы. Рабочая тетрадь младшего школьника / Ю.В. Чимирис. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 64 c.